ДОП ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА

1

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка
1.2

Цели программы

1.3

Задачи программы

1.4

Принципы и подходы к формированию Программы

1.5

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

1.6

Возрастные особенности воспитанников

1.7

Индивидуальные особенности контингента детей

1.8. Планируемые результаты освоения Программы
2

Содержательный раздел

2.1. Содержание психолого-педагогической работы
2.2

Учебный план

2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
2.4
3

Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
Организационный раздел

3.1. Средства обучения и воспитания
Методическое обеспечение
Кадровое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
3.2. Развивающая предметно-пространственная среда

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа сформирована на основании:
-Федерального закона от 29.12.2012г № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018г) «Об
образовании в РФ» ст. 75;
- Приказом Министерства РФ от 09.11.2018г № 196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам.
-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155
от 17.10.2013г.),
-Примерной основной образовательной программой дошкольного образования
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 20.05.2015г№2/15;
-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций»;
-письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 061844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей».
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляют
все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным
и всесторонне развитым. Поэтому необходимо развивать ребенка многогранно, не
останавливаясь не перед какими трудностями. Наиболее полное раскрытие творческих
потенциалов личности дошкольника в ДОУ, определяется через выбор художественно эстетической направленности. Данная программа строится нетрадиционных методик
рисования, наиболее понятного и доступного детям дошкольникам.
Необходимым условием построения современной системы художественно-эстетического
воспитания является использование изобразительного искусства в педагогической работе
с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и
отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка. Когда
ваши дети рисуют, они посылают сообщение и не простое, они рассказывают вам о
состоянии своей души, делятся своим внутренним миром — своими радостями и
печалями, своими переживаниями и волнениями, которые часто не могут выразить
словами. Создавая арт- объекты дети оттачивают навыки мелкой моторики, развивают
воображение, учатся мыслить, постигают визуальную эстетику, развивают чувство цвета,
и многое другое.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте
важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для
накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной
умелости. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные
представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно
- двигальные функции руки и глазомер.
Немаловажную роль в современных условиях жизни дошкольника следует отвести
способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий.
Искусство способно «отвести от агрессивных способов поведения».
Эстетическое воспитание дошкольника средствами изобразительного искусства
предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным
средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира.

Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе
изобразительной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности,
инициативы в процессе овладения навыками изо деятельности, а также в других видах
деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ
своего «Я» в рисовании, в своем видении -какой-то познавательной проблемы, но в то же
время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой
программы.
Художественное воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании
воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его
приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное
значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная,
музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания
является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического
вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития
детей, а также развития их творческих способностей. Занятия изобразительной
деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему
развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению
новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления;
настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при
проигрывании ролей. Упражнения на развитие речи, Использование программы позволяет
стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего
мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с
традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает
чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным
может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины
одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным
точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение
с окружающими людьми.
Идея программы основывается на концепции доктора педагогических наук
Е.В.Квятковского, согласно которой эстетическое воспитание есть целенаправленный
процесс формирования творчески активной личности, способной с позиции эстетического
идеала воспринимать, оценивать, утверждать в жизни, природе, искусстве прекрасное,
совершенное, жить и творить по законам красоты. А так же в программе включены
системы занятий, разработанных Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др.,
основанные на расширении у детей представлений о сенсорных цветовых эталонах с
целью формирования достаточно сложной системы понятий о цветах и оттенках.
Новизна программы состоит в том, что в процессе приобщения детей к миру
прекрасного происходит развитие активного интереса к изобразительному искусству
благодаря применению новых методов и технологий. Возрастные и психологические
особенности позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи:
передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции, смешивать
краски между собой, создавать новые оттенки и т.д. Впервые особое внимание уделяется
развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного и
тематического рисования.
Актуальность
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это
деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с
целями и
потребностями человека. Творческое
созидание – это проявление
продуктивной активности человеческого сознания.
Изобразительная
деятельность позволяет развивать в детях наблюдательность,
умственную активность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный
вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать

красивое, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально
активной личности.
Педагогическая целесообразность
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание деятельности,
которое может идти разными путями. Программа развития изобразительной
деятельности предусматривает формирование у детей эстетического восприятия,
обучение способам действия, развития творчества. Все эти процессы между собой тесно
связаны, их единству помогают методы и приемы, используемые воспитателем в работе
с детьми. Цвет краски для детей воспринимается как большая эстетическая ценность.
Научившись смешивать краски и получать новые оттенки, ребёнок тяготеет к их
разнообразию. Для меня важно учитывать эмоциональный характер цветового решения.
Ведь цвет выступает для ребенка как средство выражения его эмоционального
состояния. (Красная елка, потому что праздничная, красивая).
Настоящая программа описывает курс подготовки по изобразительной
деятельности детей дошкольного возраста 3—7 лет (младшая. средняя, старшая и
подготовительная группы.
1.2 Цели программы: расширение возможностей развития личностного
потенциала и способностей ребёнка дошкольного возраста в области художественноэстетического развития, развитие художественно-творческих способностей дошкольников
посредством изобразительной деятельности.
1.3 Задачи:
 формирование элементарных навыков и умений владения различных видов
техник изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных
материалах, используемых на занятиях рисованием;
 формирование творческой активности, художественного вкуса;
 формирование навыков сотрудничества;
 развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма;
 развитие умений подчинять изобразительные средства, способы изображения
собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче;
 развитие мелкой моторики;

развитие творческих способностей в рисовании; воображения, зрительной памяти,
гибкости и быстроты мышления; воспитание выдержки, волевого усилия,
организованности, аккуратности, самостоятельности, умения начатое дело
доводить до конца.
1.4 Принципы и подходы к формированию программы
Дидактические принципы, на которых построена программа:
•
наглядности;
•
доступности;
•
последовательности и постепенности;
•
активности;
•
систематичности;
•
научности и достоверности;
•
сознательности.
1.5 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Программа рассчитана на 4 года обучения дошкольников (детей 5-7 лет).
Исходя их социального заказа родителей, на дополнительное образование
сформированы следующие группы:
*Старший дошкольный возраст (старшая группа 5-6 лет.);

*Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
В каждой возрастной группе занятия проводятся с октября по май включительно.
Основная форма работы –групповая.
Число занимающихся детей в каждой группе (подгруппе) в среднем – 20 человек.
Дополнительная форма работы – консультация педагога с родителями и детьми.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПин 2.4.1.3049-13
дополнительные занятия в детском саду рекомендуется проводить:
*Старший дошкольный возраст (старшая группа 5-6 лет) -25 мин;
*Подготовительная к школе группа (6-7 лет)-30 мин.

1.6 Возрастные особенности воспитанников
От 5 до 6 лет
У детей в результате обучения, воспитания и приобретения непосредственного
опыта, накапливается большой запас конкретных представлений, вырабатывается
хорошая осанка. Они ходят спокойнее, ровно, бегают ритмично и довольно легко, умеют
делать простые движения с атрибутами, легче и увереннее исполняют танцевальные
движения, более осознанно меняют движения в соответствии с характером музыки. Все
это создает предпосылки для успешной дальнейшей работы по развитию танцевальных
навыков. Танцы для детей отличаются более сложным построением, танцевальные
движения более детально отражают изменения характера музыки.
Детей средней группы продолжают учить:
- сознательно начинать и заканчивать движения одновременно с началом и концом
музыки;
- изменять характер движений в соответствии трем разным частям музыкального
произведения;
- воспитывать наблюдательность, инициативу и самостоятельность;
- развивать музыкальную память, чувство ритма, творческое воображение;
- легко и свободно двигаться парами;
- точно выполнять элементы народных плясок, доступных по координации: поочередное
выставление ноги на пятку, «выбрасывание» ног, полуприседания и др.
От 6 до 8 лет
Характерной особенностью детей является их стремление к большей
самостоятельности в танцах, к точности выполнения движений, заинтересованность в
исполнении. Поэтому в старшей группе обучение танцам имеет более целенаправленный
характер, например, изучение определенного движения, необходимого в танце. Дети этого
возраста способны проявить творческую инициативу, внести в танец свое дополнение.
Совершенствуется умение отображать эмоционально-выразительный характер музыки,
так как дети глубже и сознательнее воспринимают музыкальное произведение, и у них
лучше развита координация движений. Музыкальный материал и движения детей
усложняются. Так, дошкольники учатся отмечать движениями форму музыкального
произведения (двух - и трехчастную, вариационную), а также музыкальные предложения.
Продолжается работа по обучению детей воспринимать темповые изменения (замедление,
ускорение). Углубляется восприятие детьми регистровых изменений. Особое значение
имеет самостоятельная деятельность и творческие проявления детей (дошкольники
самостоятельно перестраиваются в большие круги и маленькие кружочки, соблюдая
одинаковое расстояние, в колонки и шеренги). Работая над развитием музыкальноритмических движений, большое внимание следует уделять вырабатыванию у детей

умения двигаться свободно, непринужденно, легко и четко. В танцах старшие
дошкольники выполняют более сложные танцевальные движения. Нужно добиваться,
чтобы дети выполняли движения ритмично, выразительно, красиво, чтобы умели точно
останавливаться с окончанием музыки. Детей знакомят с различными перестроениями и
движениями:
- двигаться легко, изящно, выразительно, изменяя направление движения;
- двигаться в соответствии с характером разнообразных вариаций;
- четко исполнять ритмический рисунок, различные элементы народного и бального
танца;
- отмечать сильные доли такта.
1.7 Планируемые результаты освоения Программы
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая
оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики
(оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе специально
организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты
наблюдений детского развития (развития двигательных навыков и сформированности
танцевальных движений), позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка в ходе.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1. индивидуализации обучения (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2. оптимизации работы с группой детей.
Диагностика детского развития проводится два раза в год: до начала реализации
Программы для определённой возрастной группы и после её окончания. В ходе
образовательной деятельности педагог создаёт диагностические игровые ситуации, чтобы
оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Диагностический лист промежуточных
результатов освоения программы
Фамилия, имя ребёнка
Возраст _________
Показатели развития:
Сформирован, в стадии формирования; не сформирован
Интерпретация показателей
Показатель сформирован (достаточный уровень) — наблюдается всамостоятельной
деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым.
Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) — проявляется
неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление:
ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт
аналогичные примеры.
Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы
развития и освоения Программы.
Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из
ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в

состоянии выполнить задание самостоятельно.Преобладание оценок «достаточный
уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной
образовательной программы дошкольного образования.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «близкий к достаточному», следует
усилить индивидуальную работу с ребёнком по данному направлению с учётом
выявленных проблем в текущем и следующем году.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание психолого-педагогической работы
5-6 лет
Задачи
1. совершенствовать полученные умения и навыки
2. организовать обучение в тесной связи с окружающим миром природы и социума
3. обогащать нравственный опыт детей
личностные
предметные
метапредметные
 Ориентирование
в
 Соблюдение
 Диагностирование
социальных ролях
последовательности
причин
 Нравственновыполнения работы.
успеха/неуспеха и
этическое оценивание
 Умение сравнивать и
формирование
своей деятельности.
правильно определять
способности
 Развитие
пропорции предметов,
действовать в
наблюдательности
их расположение, цвет.
различных
зрительной памяти.
ситуациях.
 Активное
 Участие в
использование в речи
коллективном
терминов.
обсуждении
6-8 лет
Задачи
1. учить применять умения и навыки в различных видах художественной
деятельности
2. способствовать проявлению творческой индивидуальности
3. раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через
продукты художественного творчества.
личностные
предметные
метапредметные
 Сформированность
 Умение изображать
 Умение строить
мотивации к познанию и
предметы в
продуктивное
саморазвитию.
перспективе, понятие
взаимодействие,
 Отражение
о линии горизонта.
интегрироваться в
индивидуально Способность
группы для
личностных позиций в
анализировать
сотрудничества.
творческой деятельности.
изображаемые
 Развитие художественного
предметы, выделять
вкуса.
особенности формы,
 Овладение
положения, цвета.
художественными
терминами.

Результат обучения воспитанника оценивается по его личным достижениям
относительно собственных возможностей. Уровень художественного развития
определяется на основе выставочных работ.
Все это способствует успешной работе по
подготовке детей к обучению в школе, способствует овладению навыками учебной
деятельности.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы будут
являться участие творческих работ в конкурсах, смотрах, выставках по изобразительному
искусству различного уровня.
Учебно-тематический план
для детей 5-7 лет
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Название темы занятия
Путешествие по стране Рисовандии.
Сказка про краски «Кто главнее?»
«Дождик, дождик»
«Листопад»
«Золотой подсолнух»
«Сладенькие яблочки»
«Ягодка за ягодкой». Рисуем с натуры ветку рябины.
«Весёлый ёжик»
«Забавные котята»
«Птица-осень»
«Совушка сова-большая голова»
Морские обитатели - киты»
«Белые кораблики по морю плывут»
Городской пейзаж. «Разноцветные домики»
«Весёлый снеговик»
Праздничная ёлочка
«Морозные узоры на стекле»
«Снегири на ветке»
Рисуем Африку «Жираф»
«Индийский слоник»
Золотая рыбка .
Зимнее дерево
Осьминожки, осьминожки.
Портрет солдата.
Букет тюльпанов.
Портрет мамочки.
Иллюстрация к сказке колобок.
Рисуем вербу.
Ваза с цветами.
«Космические фантазии»
«Сказочная птица»
Бабочки-красотки
Иллюстрация к сказке теремок.
«Носит одуванчик желтый сарафанчик…»
Итоговое занятие «Мы побывали в стране Рисовандии»
ИТОГО:

Всего
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
64

Содержание
1. Тема: Путешествие по стране Рисовандии. Сказка про краски «Кто главнее?»
Цели и задачи: Дать первое представления о красках и их назначении, формировать
знания и умения различать основные цвета, формировать знания и умения работать с
кистью, расширять кругозор учащихся, развивать мелкую моторику.
Используемые материалы: Разноцветные кляксы, заранее прикрепленные на доску.
Изображение героев Н. Носова Незнайки и Знайки, палитра - не цветная, палитра –
цветная, палитра - заготовка для каждого ребенка, краски, кисточки, стакан с водой.
Формы занятия: сюрпризный момент со сказочными героями, совместная деятельность
воспитателя и детей, индивидуальная, игровая.
2. Тема:
«Дождик, дождик»
Цели и задачи: Изучить новый способ создания изображения "Примакивание кистью",
учить рисовать разные по длине вертикальные и наклонные линии, дождик из тучек,
передавая его характер, формировать умение получать удовольствие от работы.
Используемые материалы: краски, белая бумага, кисточки, стакан с водой,
иллюстративный материал, муз.сопровождение (звуки дождя).
Формы занятия, методы и приемы: метод синтезирования различных видов искусств
(музыкального и изобразительного); метод активизации и приемы включения детей в
деятельность, игровая, групповая.
3. Тема: «Листопад»
Цели и задачи: Научить приёму тычка, используя щетинку. Развивать чувство
композиции, цвета (красный, коричневый, оранжевый, жёлтый). Формировать умение
отвечать на вопросы. Приучать детей внимательно слушать стихи (четверостишия) об
осени. Формировать умение получать удовольствие от работы, эмоциональную
отзывчивость .
Используемые материалы: иллюстрация картины И.Левитана "Золотая осень";
изображение леса в черно-белом колорите и в ярком цвете; краски, белая бумага,
кисточки, стакан с водой, муз.сопровождение (этюд листопад).
Формы занятия, методы и приемы: использование различных видов художественно творческой деятельности (игровая, речевая, изобразительная, музыкальная), словесные,
наглядные, коллективная работа.
4. Тема: «Золотой подсолнух.»
Цели и задачи: Развитие и воспитание у детей коллективного взаимодействия, умения
сотрудничать и уважать других. Художественно-эстетическое развитие личности.
Развитие у детей ручной умелости, правильного пользования художественными
материалами. Получить знания о цветке подсолнуха. Научить ориентироваться на листе
бумаги. Познакомить с нетрадиционной изобразительной деятельностью рисования
пальчиками и ватными палочками. Показать приемы получения точек и коротких линий,
Продолжить закрепление навыка ведения ровной линии кистью. Продолжить закрепление
навыка ровного вырезания изображения с зазором.
Используемые материалы: загадки о цветах, изображение подсолнуха, альбомный
лист или круглая заготовка, палочки ватные, гуашь, кисть мягкая,
заготовка с
изображением вазы для коллективной работы.
Формы занятия, методы и приемы: сюрпризный момент совместная деятельность
воспитателя и детей индивидуальная, коллективная, словесные, наглядные
5. Тема: «Слатенькие яблочки»
Цели и задачи: вызвать у детей интерес к работе взрослых по заготовке овощей и
фруктов на зиму, познакомить с техникой штампа из яблок, продолжать воспитывать
умение рисовать предметы круглой формы, развивать чувство композиции, цвета
(красный, коричневый, зелёный, жёлтый), учить смешивать цвета.
Используемые материалы: загадка, яблоки разрезанные на две половинки, губка,
гуашь, палитра, шаблон банки, стакан с водой.

Формы занятия, методы и приемы: игровая, речевая, изобразительная,
индивидуальная или коллективная.
6. Тема: «Ягодка за ягодкой». Рисуем с натуры ветку рябины.
Цели и задачи: ознакомить с рябиной, облепихой, развивать творческие способности и
воображение; развивать навыки работы гуашью, нетрадиционным способом рисования –
рисование пальчиком, приём примакивания кисти, формировать композиционные навыки;
воспитывать умение замечать красоту в природе.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка,
ветка рябины, салфетка.
Формы занятия, методы и приемы: игровая, речевая, изобразительная, индивидуальная
или коллективная.
7. Тема: «Весёлый ёжик»
Цели и задачи: Познакомить с нетрадиционным способом рисования- рисование вилкой,
учить дополнять изображение деталями (рисование методом оттиска, рисование
пальчиками). Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук,
творческую активность.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка,
одноразовые вилки, салфетки.
Формы занятия, методы и приемы: сюрпризный момент со сказочными героями, метод
синтезирования различных видов искусств, наглядные; индивидуальная.
8. Тема: «Забавные котята»
Цели и задачи: Познакомить с пропорциями животного, учить передавать характер
животного, закреплять приём тычка, развивать чувство цвета, мелкую моторику рук,
мышцы кистей рук, творческую активность. воспитывать аккуратность при работе;
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка,
одноразовые вилки, салфетки, иллюстративный материал.
Формы занятия, методы и приемы: деятельность воспитателя и детей
индивидуальная, словесные, наглядные, речевая, изобразительная.
9. Тема: «Птица-осень»
Цели и задачи: Познакомить с нетрадиционным способом рисования- рисование
ладошкой, развитие мелкой моторики рук, цветовосприятия, пространственного
мышления. Беседа о красоте птиц.
Используемые материалы: загадки, музыка пения птиц, рисунки птиц, альбомный лист
бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки, палитра.
Формы занятия, методы и приемы: деятельность воспитателя и детей
индивидуальная, словесные, наглядные, речевая, изобразительная.
10. Тема: «Совушка сова-большая голова»
Цели и задачи: учить правилам изображения птицы, выделяя особенности и различия
совы, учить рисовать круглую форму и плотно закрашивать кистью её, овладевать
приёмами тычка, живописными навыками; умению анализировать свои работы, развивать
- внимание, наблюдательность, воспитывать аккуратность, трудовую дисциплину.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки мягкая и щетинка,
непроливашка, одноразовые вилки, салфетки.
Формы занятия, методы и приемы: сюрпризный момент, наглядный: рассматривание
иллюстраций, педагог обращает внимание на особенности птиц -размер, окраску, длину
ног, форму клюва. совместная деятельность воспитателя и детей индивидуальная.
Словесный: педагог советует какие цвета смешивать, для получения нужного и более
достоверно передать окраску.
11. Тема: Морские обитатели - киты»
Цели и задачи: Развивать: умение при передаче сюжета располагать изображение на всем
листе, учить детей рисовать силуэт китов, развивать воображение, художественнотворческие способности. Формировать навыки и умения детей в изодеятельности.

Воспитывать эмоционально-эстетические чувства детей, аккуратность в работе, вызывать
положительный эмоциональный настрой в течение всего дня.
Используемые материалы: образцы изображения китов, альбомный лист тонированный
голубой фон, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.
Формы занятия, методы и приемы: деятельность воспитателя и детей индивидуальная,
словесные, наглядные, речевая, изобразительная, индивидуальная.
12. Тема: «Белые кораблики по морю плывут»
Цели и задачи: Создавать морской пейзаж гуашевыми красками, познакомить с жанром
пейзаж, учить смешивать краски на палитре Отработать технику «тычок сухой кистью»
для изображения морской пены, развивать умение анализировать свои работы, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать аккуратность, трудовую дисциплину.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка,
салфетки.
Формы занятия, методы и приемы: Игровая мотивация, деятельность воспитателя и
детей индивидуальная, словесные, наглядные, речевая.
13. Тема: Городской пейзаж. «Разноцветные домики»
Цели и задачи: Познакомить с конструкцией домика (крыша, труба, стены, окошечко,
дверь). Научить рисовать домик, используя квадрат, треугольник, учить рисовать прямые
линии, развивать умение при передаче сюжета располагать изображение на всем листе.
Воспитывать эмоционально-эстетические чувства детей, аккуратность в работе.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка,
салфетки.
Формы занятия, методы и приемы: сюрпризный момент со сказочными героями, метод
синтезирования различных видов искусств, наглядные; практические, индивидуальная.
14. Тема: «Весёлый снеговик»
Цели и задачи: Продолжать вызывать у детей интерес к созданию изображения красками.
Закреплять у детей представления о снеговике, полученные, в результате собственных
наблюдений на прогулке. Упражнять детей в рисовании и закрашивании округлых форм.
Помогать, детям изображать снеговика с использованием доступных им средств
выразительности (цвета, величины). Закреплять умение правильно держать кисть.
Закреплять навыки и умения рисовать тонкой и толстой кистью.
Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь персонажу.
Развивать мелкую моторику рук. Развивать фантазию. Вызвать у детей положительный
эмоциональный отклик. Воспитывать у детей уважение к труду, привлекать к подготовке
и уборке рабочего места до и после занятий.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка,
магнитная доска, группа украшена снежинками, композиция “Зима”, иллюстрации на тему
“зимние забавы”, игрушка снеговик, мольберт, изображение снеговика, тряпочки, ватные
палочки, корзина со “снежками”, магнитофон, музыкальная композиция.
Формы занятия, методы и приемы: Чтение сказки “Снегурочка”, музыка, беседа о зиме,
зимних забавах, рассматривание иллюстраций на тему “зимние забавы”, наблюдение за
снегом, опыт со снегом, скатывание комочков из салфеток, украшение уголка природы.
15. Тема: Праздничная ёлочка.
Цели и задачи: Создание образа новогодней елки из ладошек; украшение елки цветными
«игрушками» и «гирляндами» (способом примакивания и тычка), закрепление умений
самостоятельно подбирать и смешивать краски; развивать творческое воображение,
внимание..
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки №1, №3,
непроливашка, ножницы, салфетки, конверт с письмом, стенд для рисунков.
Формы занятия, методы и приемы: игровая, метод синтезирования различных видов
искусств, наглядные, коллективная работа.
16. Тема: «Морозные узоры на стекле»

Цели и задачи: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования- воском; развивать
образное представление и фантазию; развивать мелкую моторику, закреплять навык
графического изображения; формировать доброжелательные отношения между детьми,
навыки адекватной взаимо- и самооценки.
воспитывать эстетический вкус и аккуратность,
эстетическое восприятие
действительности.
Используемые материалы: свечка, восковые мелки, вологодские кружева, диск с
произведениями русских и зарубежных композиторов, образцы морозных узоров,
карточки “Порядок выполнения работы”, письмо от Деда Мороза и конверт формата А4,
украшенный аппликацией с новогодней символикой, альбомный лист бумаги, гуашь,
кисточки, непроливашка, салфетки.
Формы занятия, методы и приемы: практические, наглядные (рассматривание
иллюстраций, показ способов действий), словесные (рассказ педагога и детей, беседа,
вопросы-ответы), художественное слово, загадки, объяснения.
17. Тема: «Снегири на ветке»
Цели и задачи: Закреплять знания детей о внешнем виде птиц (снегирей) и повадках
(летают, сидят). Учить дошкольников изображать снегирей на ветке, передавать их
строение (овальное туловище, круглая голова, острый не большой треугольный клюв,
короткий хвост). Упражнять в умение правильно располагать изображение на листе
бумаги: снегиря — в центре листа крупно; ягоды рябины — по всему листу. Развивать
умение смешивать краски для получения нужного оттенка, развивать творческие
способности. Проявлять доброжелательное отношение к ним.
Используемые материалы: овал, круг, треугольник, серый, клюв, голова, туловище,
крылья, две лапы, глаза, хвост, птица, снегирь, летает, сидит, образец птицы, кисть,
гуашь, бумага, карандаш, палитра, мольберт, альбомный лист, гуашь, кисточки,
непроливашка, салфетки.
Формы занятия, методы и приемы: ознакомительная презентация «Снегири» с
мультимедийным сопровождением, музыкальное, игровая, индивидуальная,
практический.
18. Тема: Рисуем Африку «Жираф»
Цели и задачи: Выполнение рисунка в смешанной технике рисования. Знакомить с
приёмами использования в рисовании тона бумаги. Учить изображать гуашью на листе
цветной бумаги жирафа, используя кисть. Развивать умение смешивать краски на листе
бумаги, на палитре. Воспитывать умение замечать и отражать в рисунке красоту природы.
Используемые материалы: картон оранжевого цвета, что соответствует тональности
задуманного пейзажа, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.
Формы занятия, методы и приемы: сюрпризный момент со сказочными героями, метод
синтезирования различных видов искусств, наглядные; практические, индивидуальная.
19. Тема: «Индийский слоник»
Цели и задачи: Учить изображать гуашью на листе слона, используя круги,
прямоугольники. Развивать умение смешивать краски на палитре (получение серого,
голубого). Воспитывать умение замечать и отражать в рисунке красоту природы.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка,
палитра, салфетки.
Формы занятия, методы и приемы: практические, наглядные (рассматривание
иллюстраций, показ способов действий), словесные (рассказ педагога и детей, беседа,
вопросы-ответы), художественное слово, загадки, объяснения.
20.Тема: Золотая рыбка .
Цели и задачи: Рисование сказочной рыбки. Познакомить детей со сказкой А.С.Пушкина
“Золотая рыбка”; учить рисовать рыбку и море поэтапно по показу педагога; формировать
композиционные умения, развитие мелкой моторики и координации движений,

пространственное восприятие; зрительное внимание, чувства цвета, творческой фантазии
и воображения, воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Используемые материалы: цветные иллюстрации – слайды с изображением этой рыбки;
образец рисунка, альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, одноразовые
вилки, салфетки. схема поэтапного изображения рыбки; просмотр слайдов – иллюстраций
о разнообразии мира рыб, в том числе данного вида, с акцентированием внимания детей
на особенностях внешнего вида рыбки и окраски, видов моря в разную погоду и при
разном освещении (картин художников).
Формы занятия, методы и приемы: практические, наглядные (рассматривание
иллюстраций, показ способов действий), словесные (рассказ педагога и детей, беседа,
вопросы-ответы), художественное слово, загадки, объяснения.
21. Тема: Зимнее дерево.
Цели и задачи: Познакомить с техникой клякографии. Учить дошкольников изображать
зимнее дерево. Упражнять в умение правильно располагать изображение на листе бумаги.
Развивать цветовосприятие, творческие способности. Воспитывать у дошкольников
положительное отношение к себе, сверстникам и окружающим.
Используемые материалы: альбомный лист тонированный синим, коктейльная
трубочка, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.
Формы занятия, методы и приемы: фронтальная, парная, индивидуальная.
22. Тема: Осьминожки, осьминожки.
Цели и задачи: Стабилизация эмоционального фона детей путем изотерапии,
нетрадиционного рисования – отпечаток ладошки. Развивать познавательные процессы
(память, внимание, воображение) и фантазию.
Развивать мелкую моторику рук. Развивать творческие способности.
Развивать слуховое восприятие и умение следовать заданным инструкциям.
Способствовать стабилизации эмоционального состояния и развития детей.
Способствовать повышению самооценки у детей. Воспитывать у дошкольников
положительное отношение к себе, сверстникам и
окружающим. Повысить интерес детей к занятиям с помощью использования
мультимедийных презентаций.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка,
салфетки.
Формы занятия, методы и приемы: фронтальная, парная, индивидуальная,
коллективная.
23. Тема: Портрет солдата.
Цели и задачи: Дать детям знания о жанре портрета. Учить правильно ориентироваться в
местонахождении разных частей лица и его пропорциях. Обратить внимание на
симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой. Ввести в
словарь детей понятия: жанр, портрет, автопортрет. Воспитывать эстетические чувства
посредством рассматривание репродукций.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка,
салфетки.
Формы занятия, методы и приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание
иллюстраций с автопортретами, использование художественного слова, сюрпризный
момент, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.
24. Тема: Букет тюльпанов.
Цели и задачи: Научить рисовать тюльпаны нетрадиционной техникой обведения
ладошки, учить ориентироваться на листе бумаги. Развивать познавательные процессы
(память, внимание, воображение) и фантазию. Воспитывать у детей нежное, заботливое
отношение к маме; закреплять умение рисовать ладошку.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка,
карандаш, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: игровая, метод синтезирования различных видов
искусств, наглядные, коллективная работа.
25. Тема: Портрет мамочки.
Цели и задачи: Закреплять знания о жанре портрета. Учить правильно ориентироваться в
местонахождении разных частей лица и его пропорциях. Обратить внимание на
симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой. Закреплять
понятия: жанр, портрет, автопортрет. Воспитывать эстетические чувства посредством
рассматривание репродукций.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка,
салфетки.
Формы занятия, методы и приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание
иллюстраций с автопортретами, использование художественного слова, сюрпризный
момент, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.
26. Тема: Иллюстрация к сказке колобок.
Цели и задачи: Познакомить со сказкой колобок, научить рисовать мордочку лисы и
колобка. Упражнять в умение правильно располагать изображение на листе бумаги.
Развивать цветовосприятие, творческие способности. Воспитывать у дошкольников
положительное отношение к себе, сверстникам и окружающим.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка,
салфетки, иллюстрации к сказке, музыкальное сопровождение.
Формы занятия, методы и приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание
иллюстраций к сказке, использование художественного слова, сюрпризный момент,
индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.
27. Тема: Рисуем вербу.
Цели и задачи: развитие творческого замысла при создании эмоциональновыразительного образа. формировать умение детей работать пальчиком для изображения
весенней веточки, умение эмоционально владеть цветом в изображении освещённой
солнцем веточки; закреплять навыки работы ведения тонкой кистью прямых линий,
воспитывать интерес к любованию и познаванию природы.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка,
салфетки, веточки вербы.
Формы занятия, методы и приемы: использование различных видов художественно творческой деятельности (игровая, речевая, изобразительная, музыкальная), словесные,
наглядные, коллективная.
28. Тема: Ваза с цветами.
Цели и задачи: ознакомить с натюрмортом, развивать творческие способности и
воображение; развивать навыки работы гуашью, нетрадиционным способом рисования –
рисование палочками, приём тычка, формировать композиционные навыки; воспитывать
умение замечать красоту в природе.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги тонированный в тёмный цвет, гуашь,
кисточки, палочки ватные, непроливашка, салфетки.
Формы занятия, методы и приемы: использование различных видов художественно творческой деятельности (игровая, речевая, изобразительная, музыкальная), словесные,
наглядные, групповая.
29. Тема: «Космические фантазии»
Цели и задачи: Расширение представления детей о многообразии окружающего мира,
поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными
впечатлениями, обогащение речи детей прилагательными характеризующими свойства
качества предметов.
Используемые материалы: ноутбук, экран и проектор, образец работы, доска или
мольберты для показа техники выполнения. основа для композиции (лист цветного
картона тёмно-синего или фиолетового цвета), гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.

Формы занятия, методы и приемы: Беседа, рассказ воспитателя, использование
художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия,
подведение итога.
30. Тема: «Сказочная птица»
Цели и задачи: ели урока: научить изображать сказочных птиц, выделять особенности и
различия сказочных птиц и настоящих птиц; развивать самостоятельность мышления,
творчество, воображение, расширять кругозор; воспитывать художественно-эстетический
вкус.
Используемые материалы: ватман с изображением сказочного леса, альбомный лист
бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка, салфетки.
Формы занятия, методы и приемы: сюрпризный момент, наблюдение, активный диалог,
коллективная.
31. Тема: Бабочки-красотки»
Цели и задачи: Научить детей рисовать бабочку на основе собственных
представлений. Учить передавать правильное строение бабочки, рисовать узоры
различными методами – вливание цвет в цвет, использование геометрических фигур,
монотипией; развивать мелкую моторику рук, воображение, чувство цвета, интерес к
творческой деятельности, воспитывать эстетические чувства, самостоятельность,
аккуратность, умение давать оценку своим работам и работам других, положительное
отношение ко всему живому.
Используемые материалы: иллюстрации с изображением бабочек, заготовки из бумаги
силуэтов бабочек, панно «Поляна с цветами», гуашь, палитры, кисти с мягким ворсом,
баночки для воды, бумажные салфетки, муз. сопровождение «Звуки леса», дидактическая
игра на симметрию «Найди вторую половину бабочки».
Формы занятия, методы и приемы: игровой – сюрпризный момент, словесный (чтение
познавательной литературы про бабочек «Как появляются бабочки», рассматривание
картинок «Бабочки»)., наглядный – показ.
32. Тема: Иллюстрация к сказке теремок.
Цели и задачи: Познакомить со сказкой теремок, научить рисовать медведя, теремок.
Упражнять в умение правильно располагать изображение на листе бумаги. Развивать
цветовосприятие, творческие способности. Воспитывать у дошкольников положительное
отношение к себе, сверстникам и окружающим.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка,
салфетки, иллюстрации к сказке, музыкальное сопровождение.
Формы занятия, методы и приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание
иллюстраций к сказке, использование художественного слова, сюрпризный момент,
индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.
33. Тема: «Носит одуванчик желтый сарафанчик…»
Цели и задачи: Учить рисовать пейзаж, линейная и воздушная перспектива/ Развивать
цветовосприятие, творческие способности. Воспитывать у дошкольников положительное
отношение к себе, сверстникам и окружающим.
Используемые материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливашка,
салфетки.
Формы занятия, методы и приемы: Беседа, рассказ воспитателя, использование
художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия,
подведение итога.
34. Тема: Итоговое занятие «Мы побывали в стране Рисовандии»
Цели и задачи: Подведение итогов в форме праздничного мероприятия.
Используемые материалы: оформление выставки работ детей и их обсуждение, музыка.
Формы занятия, методы и приемы: сюрпризный момент, игровая, коллективная.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Особенности образовательной деятельности
Основные формы работы – совместная деятельность, игра, развлечения,
образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Продолжительность одного занятия не должна превышать:
- в старшей группе – 25 минут;
- в подготовительной к школе группе – 30 мин.
Методические приемы
Метод показа. Показывая детям движения, педагог дает им возможность увидеть
художественное воплощение образа. Иногда, в основном в начале работы, специалист
может выполнять вместе с детьми. Это увлекает детей и усиливает желание поскорее
овладеть определенными изо - навыками.
Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между рисованием и
музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и
конкретными. Так же необходимо обращать внимание на интонацию и на то, с какой
силой сказано слово.
Для воспитанников приоритетной сферой инициативы является познание окружающего
мира. Педагог осуществляет следующую деятельность по поддержке детской инициативы:
- поощряет желания ребёнка строить собственные умозаключения, внимательно
выслушивает все его рассуждения, проявляя уважение к его интеллектуальному труду;
- негативные оценки даёт только поступкам ребёнка, наедине с ним;
- привлекает детей к оформлению помещения к праздничным мероприятиям, обсуждая
разные возможности и предложения с их стороны;
- привлекает детей к планированию деятельности;
- побуждает детей к формированию и выражению собственной эстетической оценки
воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослого.
- создаёт положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь
и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и тёплое слово
для выражения своего отношения к ребёнку;
- уважает индивидуальные вкусы детей, их позитивные привычки;
- поощряет созидание по собственному замыслу; обращает внимание на полезность
будущего продукта для других, доставленную радость окружающим;
- создаёт условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- создаёт условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности детей
по интересам.
- вводит адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным
признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования
продукта;
- спокойно реагирует на неуспех ребёнка и предлагает несколько вариантов исправления
работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование
деталей и т.п.; рассказывает детям о трудностях, которые педагог сам испытал новому;
- создаёт условия (ситуации), позволяющие ребёнку реализовать свою компетентность,
обретя уважение и одобрение со стороны взрослых и сверстников;
- обращается к воспитанникам с просьбой научить его тем индивидуальным достижениям,
которые есть у каждого из них;
- создаёт условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- помогает при необходимости в решении проблем при организации игры.

Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является
единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим
с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены
следующие принципы:
 единый подход к процессу воспитания ребёнка;
 открытость дошкольного учреждения для родителей;
 взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
 уважение и доброжелательность друг к другу;
 дифференцированный подход к каждой семье;
 равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и
семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями воспитанников;
- с будущими родителями.
Система взаимодействия с родителями включает:
 ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских
собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
 ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое,
психическое и социальное развитие ребенка;
 участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы
родительского комитета
 целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание
в его разных формах;
 обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных
видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых
занятиях
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Данный раздел содержит описание материально-технического обеспечения
Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий, особенности организации развивающей предметнопространственной среды.
3.1. Средства обучения и воспитания
Методическое обеспечение
Перечень программ
и пособий

Интернет ресурсы http://nsportal.ru/
http://www.ivalex.vistcom.ru/metod82.html
Электронные книги:
Список используемой литературы:
1. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная
деятельность детей: метод. Рекомендации для воспитателей,
работающих по программе «Радуга»/Т.Н.Доронова.- 5-е изд.М.: Просвещение, 2004.-160с.: ил.

2. Котова И.Г. Развитие творчества детей дошкольного
возраста в исследованиях педагогов и психологов.
Педагогическое образование и наука. Научно-методический
журнал № 6, 2011
3. Лыкова И.А. Букашки из бумажки. Аппликация из
бумаги. Учебно-метод. пособие - М.: «КАРАПУЗДИДАКТИКА», 2007. - 22 с, ил.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском
саду: планирование, конспекты занятий, методические
рекомендации.
Младшая
группа.
М.:
«КАРАПУЗДИДАКТИКА»,2007.-144 с., 24л. Вкл., переиздание дораб. и
доп.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском
саду: Путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на
ковре - самолете и в машине времени. Конспекты занятий в
ИЗОстудии. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. - 192 с, 16
л. вкл.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования
Материально-техническое обеспечение
Кабинет: кабинет изо деятельности.
Оборудование: столы, стулья, мольберт, стол для педагога.
3.2. Развивающая предметно-пространственная среда
Средний дошкольный возраст В среднем дошкольном возрасте
предметно - пространственная среда организуется по принципу
полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать
скученности детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка). В средней
группе в начале года дают карандаши 6 цветов, а к концу года набор
из двенадцати карандашей (добавляются оранжевый, фиолетовый,
темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый). Обучение детей
на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной
деятельности желательно осуществлять за столами, которые
Старшая группа
поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть
(5-6 лет)
предусмотрено место и для воспитателя.
Старший дошкольный возраст В старшем дошкольном возрасте
уголок изобразительной деятельности организуется таким образом,
чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом.
Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования
позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам. Дети
данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально,
поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1,5 раза
больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей,
занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть
хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены
Подготовительная к дополнительными местным освещением).
школе группа
(6-8 лет)

Оборудование и материалы общего назначения - Доска для
рисования мелом. - Губка. - Наборы цветного и белого мела. Мольберт односторонний или двусторонний. - Магнитная доска Стенд для рассматривания детских работ по рисованию,
демонстрации иллюстративного материала. - Подставка для
размещения работ по лепке. - Указка. - Валик для нанесения краски
на бумагу. - Настольная точилка для карандашей. - Бак с плотно
прилегающей крышкой для хранения глины, пластилина. - Фартук
для педагога - Фартуки и нарукавники для детей.
Мольберт, палитра, краски, гуашь, карандаши, восковые карандаши,
простые карандаши, бумага


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».