Аннотация к рабочей программе дополнительного образования
спортивной направленности
«Киндер-каратэ»
Программа сформирована на основании:
-Федерального закона от 29.12.2012г № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018г) «Об образовании в
РФ» ст. 75;
- Приказом Министерства РФ от 09.11.2018г № 196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам.
-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от
17.10.2013г.),
-Примерной основной образовательной программой дошкольного образования
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 20.05.2015г№2/15;
-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 15.05.2013
№ 26
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций»;
-письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 061844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей».
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляют
все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным
и всесторонне развитым. Поэтому необходимо развивать ребенка многогранно, не
останавливаясь не перед какими трудностями. Наиболее полное раскрытие творческих
потенциалов личности дошкольника в ДОУ, определяется через выбор спортивной
направленности. Данная программа строится на обширном изучении техники каратэ,
наиболее понятного и доступного детям дошкольникам.
Деятельность курса «Киндер - каратэ» включает в себя проведение теоретических
знаний, а также формирование двигательных умений и навыков в ходе практической
работы на учебно-тренировочных занятиях.
Каратэ – один из древнейших традиционных видов восточных единоборств. В
настоящее время в условиях современной школы каратэ интегрировалось в структуру
учебных занятий школьников. Деятельность педагогов в контексте оздоровительноспортивной работы во внеурочной деятельности позволяет осуществить взаимосвязь и
преемственность общего и дополнительного образования.
Регулярные занятия каратэ значительно развивают и совершенствуют физические
качества у детей (гибкость, силу, быстроту, выносливость, ловкость).
Также с помощью занятий можно исправить недостатки координации у ребенка и
скорректировать дефекты развития его опорно-двигательного аппарата, используя для
этого специальные упражнения.
Таким образом, можно избавить ребенка от физических недостатков, которые
наложили бы ограничения не только на его технику в контексте освоения упражнений из
каратэ, но и на другие двигательные действия. В младшем школьном возрасте недостатки
физической подготовленности можно компенсировать, используя более доступную
технику из арсенала карате.
В контексте изучения каратэ проходит изучение ребенком базовой техники ката, что
позволит выработать
важный навык - быстрое и осмысленное усвоения новых
координационно-сложных упражнений.
Во время занятий каратэ учится правильному дыханию, а так же быстро переходить
от напряжения мышц к их расслаблению, и наоборот.
Кроме того, занятия каратэ под
руководством квалифицированного инструктора стимулируют у детей умственное
развитие - учат сосредотачивать внимание, развивают память, развивают у ребенка
умение использовать особенности и компенсировать недостатки свойственной ему
системы репрезентации (способа восприятия информации), уводят от стереотипного
мышления, развивают как логическое, так и образное мышление, и т.д.
Занятия каратэ воспитывают морально-волевые качества ребенка и влияют на
формирование его характера - он становится более уверенным в себе, учится
сдержанности, самоконтролю, целеустремленности. Ребенок поймет, что уважения
окружающих можно добиться только трудом и адекватным поведением.
В ходе изучения каратэ необходимо опираться на итоговый, ожидаемый результат.
Под результатом подразумевается, в первую очередь,
значительное повышение
обучаемости (что обусловлено отходом от привычных стереотипов восприятия,
мышления и движения, развитию контроля внимания). Также как результат – это владение
базовой техникой, повышение психической устойчивости, коррекция поведения младших
школьников.
Занятия данным видом восточных единоборств в младшем школьном возрасте
являются достаточно целесообразными как в плане физического, так и психического и
интеллектуального развития.
Цели программы
Цели программы: расширение возможностей развития личностного потенциала и
способностей ребёнка дошкольного возраста в области спортивного развития.
Приобщить детей к искусству каратэ, способствовать спортивному и нравственному
развитию дошкольников.
1. Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе изучения каратэ.
2. Воспитание физических качеств на основе гармоничного их развития.
3. Формирование двигательных умений и навыков.
4. Воспитание морально-волевых качеств личности.
5. Формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и
ведению здорового образа жизни.
В процессе прохождения программы воспитанники дошкольного школьного возраста
должны приобрести определенные знания, умения и навыки.
1.3 Задачи программы
1. Обучающая – обучение детей владеть своим телом, культуре движения, основой
техники каратэ.;
2. Развивающая – развитие и физических данных детей, образного мышления,
фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интереса технике
каратэ;
3. Воспитывающая – воспитание эстетически – нравственного восприятия детей и
любви
к
прекрасному,
трудолюбия,
самостоятельности,
аккуратности,
целеустремленности в достижении поставленной цели, умения работать в коллективе и
в паре.
Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы:
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация
дошкольного образования).
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Сотрудничество ДОУ с семьей.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития).
Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с
закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.
Принцип систематичности обуславливает необходимость последовательности,
преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных
умений, навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста.
Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий в
соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному»,
«от менее привлекательного к более привлекательному». Постепенность обеспечивается
усложнением изучаемых движений, ступенчатым и волнообразным изменениям нагрузок,
рациональным чередованием нагрузки и отдыха.
Принцип индивидуальности предполагает такое построение процесса занятий и
использование его средств, методов и организационных форм, при которых
осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, двигательной
подготовки и физического развития, где создаются условия для наибольшего развития
двигательных способностей и укрепления здоровья занимающихся.
При индивидуальном подходе обязательно учитываются физиологическая и
психологическая стороны развития ребенка.
Принцип доступности реализуется через требование соответствия задач, средств и
методов возможностям детей, их готовности к выполнению нагрузки, зависящей от
уровня развития физической подготовленности и интеллекта.
Принцип учета возрастного развития движений. Этот принцип предусматривает
степень развития основных танцевальных движений у ребенка, его двигательных навыков.
Все упражнения подбираются в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Принцип чередования нагрузки или принцип рассеянной физической нагрузки важен
для предупреждения утомления у детей и для оздоровительного эффекта от выполнения
упражнений.
Принцип наглядности является одним из главных общеметодических принципов при
работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении
движениям, неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности.
Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей
устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и
само коррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и
творчества.
Подходы:
В основе содержания ООП ДО лежат следующие подходы в развитии ребёнка:
- культурно-исторический (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А.В. Запорожец,А.Н. Леонтьев,);
- деятельностный (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);
- комплексный;
- личностный (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. А.)
Значимые для разработки и реализации
Программы характеристики
Программа рассчитана на 1 год обучения дошкольников (детей 3-7 лет).
Исходя их социального заказа родителей, на дополнительное образование сформированы
следующие группы:
*Младший дошкольный возраст (младшая группа 3-4 лет 1-й год обучения);
*Средний дошкольный возраст (средняя группа 4-5 лет. 1 -год обучения);
*Старший дошкольный возраст (старшая группа 5-6 лет. 1-й год обучения);
*Подготовительная к школе группа (6-7 лет. 1-й год обучения).
В каждой возрастной группе занятия проводятся с октября по май включительно.
Основная форма работы –групповая.
Число занимающихся детей в каждой группе (подгруппе) в среднем – 15 человек.
Дополнительная форма работы – консультация педагога с родителями и детьми.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПин 2.4.1.3049-13
дополнительные занятия в детском саду рекомендуется проводить:
*Младший дошкольный возраст (младшая группа 3-4 лет 1-й год обучения-15мин;
*Средний дошкольный возраст (средняя группа 4-5 лет. 1 -год обучения) -20 мин;
*Старший дошкольный возраст (старшая группа 5-6 лет. 1-й год обучения) -25 мин;
*Подготовительная к школе группа (6-7 лет. 1-й год обучения)-30 мин.
Этапность в обучении является «ступенчатой» формой организации учебновоспитательного процесса и отвечает дидактическому принципу доступности