Сказки в жизни детей

26.04.2019

Сказки – непременный атрибут детства любого человека, любой нации и исторической эпохи (также как и мифы, легенды, сказания). Сказки читают детям, но сочиняются чаще взрослыми. Мало того, они необходимы и тем, и другим. Сказки более загадочны, содержательны и реальны для нас, чем мы можем себе это представить.


Влияние сказок на развитие детей и на нашу жизнь


Важность сказки всё-таки не совсем нами осознаваема, особенно после мнимого «перешагивания» за порог детства.  Психологи, философы, фольклористы и другие специалисты привозят несколько фактов о влиянии сказки на нашу жизнь: 

  • психологи часто утверждают, что узнав любимую сказку человека, можно увидеть явное подтверждение его жизненной реальности, то есть это своеобразный сценарий жизни, близкий и полюбившийся в детстве, а воплотившийся уже в дальнейшей жизни (особенно это касается построения семейной жизни);
  • специалисты считают, что основы всех сказок мира не устаревают с течением времени, мало того, они имеют явные сходства (к примеру, в китайском манускрипте трехтысячелетней давности обнаружено упоминание о «золушке и её завидующих сестрах»), а ведь это только подтверждает, что при создании сказок символически закладываются общие психологические проблемы людей, отношений и архетипы;
  • в сказках, по юнгианской теории, заложено коллективное бессознательное;
  • с помощью мифов и сказок древние люди объясняли «законы» жизни;
  • отдельные ученые утверждают, что именно сказки приучают нас верить в «судьбу»;
  • иногда складывается впечатление, что практически все сказки заканчиваются на свадьбе главных героев, а семейная жизнь в них не раскрыта, тогда стоит вспомнить 
    хотя бы сказку «О золотой рыбке», о супружеской жизни после «тридцати и трёх лет» брака (вспомните эту сказку о бытовых ссорах в семье с «типовыми» фразами: «Пуще прежнего старуха вздурилась» и «Дурачина ты, простофиля»);
  • психологи рекомендуют не отказываться от страшных или печальных сказок для ребёнка, считая, что они инсценируют страхи бессознательные, а значит, это хороший способ для малыша осознавать и преодолевать их. Также сказки позволяют смириться с несовершенством реального мира (а вот сказки с «лёгким» сюжетом, могут научить деток прятать свои тревожные чувства);
  • взаимодействие ребёнка и взрослого со сказкой, восприятие её, по мнению ученых, имеет различия: ребенку не свойственна еще необходимость выстраивать причинно-следственные связи, и алогичность, относительная простота сказок абсолютно соответствует его внутреннему миру, доступна особенностям возраста;
  • сказка для малыша может служить источником инициативности, нравственности, смысла деятельности человека, развития творческого начала;
  • сказки постепенно помогают ребёнку разделить внутренний субъективный мир и реальный объективный;
  • по мнению детских психологов, эмоциональная сфера детей может быть в определенной степени упорядочена, структурирована с помощью сказок;
  • есть мнение, что полоролевая идентификация ребёнка также происходит частично через сказки;
  • сказки в детском развитии наделяют общими функциями структурирования, организации, упорядочивания опыта детей, их мышления, воображения, памяти, восприятия, как бы помогая весь опыт разложить «по полочкам», и представляют собой некую инструкцию по «взрослой» жизни;
  • существуют споры специалистов: полезны ли для ребёнка не только народные, но и авторские сказки, встречаются мнения о ненадобности предоставления сказок ребёнку тех авторов, которые не были в близком контакте с детьми или с народными носителями;
  • психологи не советуют всё-таки самим сочинять сказки для детей, ведь заложенные в них символы будут слишком субъективны (включая проблемные установки), а привычная доверчивость ребёнка к сказочным поучениям, скорее всего, позволит это впитать;
  • обсуждение сказок с ребёнком после прочтения, просмотра или прослушивания может стать основой модели доверительных отношений, откровенных разговоров между родителями и малышом, при этом говорить больше должен ребёнок. Не стоит слишком по-взрослому раскрывать символы, заложенные в сказках, лучше останавливаться на идеях и смыслах сказки о дружбе, взаимопомощи и т.п.;
  • если ребёнок долго увлекается сказками, не стоит беспокоиться и «возвращать» его к реальности; постепенно к этому приведут жизненные ситуации.


Сказкотерапия


Особое направление в психотерапии - сказкотерапию - можно одновременно считать и древней терапией (её использовали люди с давних времён, конечно, не выделяя её как метод лечения), и терапией современной, развивающейся. В основных задачах её лежит развитие личности, коррекция поведения, образование и воспитание.


Лёгкость «сказочного» материала и самого подхода позволяет использовать лечение сказкой в психотерапевтических целях с детьми. А его символизм и «безопасность» формы помогает взрослым с глубинными проблемами и способствует активизации внутренних ресурсов. Сказкотерапия предоставляет возможность ближе подобраться к детскому сознанию и к сознанию взрослого в сильном стрессовом состоянии.



Сказкотерапия использует особо подобранные сказки - терапевтические. Они должны заключать в себе переживания, проблемы, свойственные обратившемуся человеку. Важно, чтобы эти сказки были целостными, позволяли бы человеку идентифицировать себя с главным героем, преодолевать трудности вместе с ним, а, следовательно, самому становиться сильнее и больше разбираться в своей реальной ситуации. Сказки позволяют делать это в более безопасной для психики человека форме.Хочу такой сайт


Сказкотерапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Чаще групповой подход используют с детками. Чтение, обсуждение сказок, проигрывание эпизодов и рисунки по ним – вот основные виды деятельности в момент групповой терапии.


Для взрослого человека сказкотерапия - это своеобразный стимул и способ позволить проявиться своему внутреннему ребёнку и разрешить себе быть свободным, более открытым к жизни. Это также помогает обнаружить внутренне скрытые проблемные вопросы. Этот метод способствует обретению возможности более широко рассматривать ситуацию и свои возможности выхода из неё.


К тому же сказкотерапия считается специалистами одной из самых положительных по эмоциональному эффекту. Говорят, что уже первый сеанс способен улучшить эмоциональное состояние пациента и снять отрицательное психическое напряжение. Сказки часто помогают человеку создать гармоничный фон для жизни.


Через сказкотерапию человек не уводится в мир фантазии, а, наоборот, через неё строится более удобный и «многополосный» мост к реальности. Знания, навыки, полученные на сеансах сказкотерапии, позволяют попытаться воплотить их в жизнь. Часто в применении сказкотерапии могут использоваться приёмы арт-терапии, гештальт-терапии и психодрамы.


Развитие этого очень особенно направления психотерапии в современной психологии влечёт за собой проведение специализированных семинаров, тренингов и даже международных сказкотерапевтических фестивалей.

 

 Дорогие папы и мамы, дедушки и бабушки! Не забывайте читать детям и внукам сказки, откройте для них этот удивительный мир. Сказка поможет решить любую психологическую проблему. Не надо только считать ее панацеей от всех бед. Это не чудо-лекарство, помогающее за один прием, а долгая, кропотливая работа, эффект от которой со временем обязательно будет.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».