Основная образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования
Образовательная программа дошкольного образования (далее – ООП ДО, Программа) нормативный и управленческий документ, регламентирующий условия, структуру (объем и содержание), результаты освоения содержания дошкольного образования в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 317, обеспечивающая:
-единство образовательного пространства благодаря реализации обязательной части Программы;
-преемственность программы;
-вариативность;
-качество ООП ДО обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
ООП ДО муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения д/с № 317 сформирована в соответствии со следующими нормативными и правовыми документами:
¾ Конвенцией о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированной 13 июня 1990 г. и вступившей в силу в Российской Федерации (ранее – СССР) 15 сентября 1990 г, со всеми поправками, принятыми до 1998 г включительно
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Государственной программой «Развития образования» на 2013—2020 годы (принятой 11 октября 2012 года на заседании Правительства
Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012—2017 годы (утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761);
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" постановление от 15 мая 2013 г. № 26;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
Письмом Министерства образования и науки № 8-249 от 28.02.2014г. о утверждении комментариев к ФГОС ДО;
Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят Государственной думой 2 июня 1999г.;
Законом Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ;
Постановлением Правительства Свердловской области «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «О реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Свердловской области на 2014–2020 годы», № 525-ПП от 25.06.2014;
Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с № 317 (принят решением общего собрания коллектива)
При формировании Программы учитывались концептуальные положения парциальных программ:
программы социально-коммуникативного развития и социального воспитания программы «Мы живем на Урале» с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста– Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г;
в группах с тяжёлыми нарушениями речи:
программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. Сост. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В – 2008 г.;
программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7) Н.В. Нищевой, - 2015 г.
Основная образовательная программа ДО направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
- на создание условий для реализации норм физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
- создание условий для реализации принципа преемственности целей, задач, содержания, методов и средств ООП ДО с ООП НОО
- на создание системы для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей и сохранение их психологического и физического здоровья.
Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Формирование у детей целостного отношения к родному краю, выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе.
Программа определяет целевые ориентиры, содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации индивидуализации детей.
Приоритетные направления развития.
Программа создана с опорой на лучшие традиции российского дошкольного образования, что нашло свое отражение в содержании основных направлений (областей), а также с учетом климатических, демографических условий, национально-культурных традиций народов Среднего Урала.
Область социально-коммуникативного развития включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей:
-овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами, и правилами поведения в социуме, а именно:
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции, соответственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
-овладение элементарной трудовой деятельностью, в том числе формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-овладение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира.
Область познавательного развития включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей:
-овладение познавательно-исследовательской деятельностью, формирование познавательных действий, становление сознания;
-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-развитие воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Область речевого развития включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей:
-овладение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-развитие речевого творчества;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
Область художественно-эстетического развития включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей:
-развитие детей в процессе восприятия художественной литературы;
-развитие детей в процессе овладения изобразительной деятельностью;
-развитие детей в процессе овладения музыкальной деятельностью;
-развитие детей в процессе овладения театрализованной деятельностью;
-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
-становление эстетического отношения к окружающему миру;
-формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Область физического развития включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей:
-овладение двигательной деятельностью, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
-овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.), становление ценностей здорового образа жизни.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный и дополнительный – коррекционно-развивающая работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности. Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
– психолого-педагогических, материально-технических условий, программно–методического обеспечения,
– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
– способов и направлений поддержки детской инициативы,
– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников и социумом,
– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Раздел коррекционно-развивающей работы описывает систему организации работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
Объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, должен составлять не более 40% от ее общего объема.
Основными участниками реализации ООП ДО являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры.
Язык реализации содержания ООП ДО – государственный язык Российской Федерации.
Цели и задачи реализации основной образовательной программы ДО на разных этапах раннего и дошкольного возраста.
ЦельюПрограммы является: расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста. Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста; разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Конкретизируя задачи ВФСПК «ГТО»
10.Активизация деятельности по организации физкультурно-спортивной работы в ДОУ, улучшение качества и расширение перечня предлагаемых физкультурно-спортивных услуг;
11.Развитие современных видов спорта и физкультурно-оздоровительных систем, учитывающих интересы детей дошкольного возраста